Обучение. Прочная нить рассуждения

Когда что-то объясняешь, нужно чтобы нить рассуждения была прочной. Чем больше новых сущностей в объяснении, тем прочнее должна быть нить.

Прочность достигается или тупым повторением того, что уже объяснил, или объяснением старой сущности в контексте новой сущности или совсем другом контексте.

здесь когда-нибудь будет картинка, иллюстрирующая мысль

Пример хорошей нити рассуждения в подкасте Рахима Давлеткалиева «Мысли и методы». Он, конечно, использует не только принцип прочной нити, но и все остальные — от «от простого к сложному» до наличия примеров.

Формат описания жизни человека

Хочется записывать все данные о себе, чтобы потом анализировать и делать выводы. Записывать всё от пульса утром до какой фильм посмотрел вечером. Самая близкая идея из существующих — это лайфлог, но она сосредоточена на записи фото-, звуко-, видеоматериалов без анализа, типа как авторегистратор.

Для записи разных параметров есть разные программы — отдельные приложения для записи физактивности, отдельные для еды, для денег и т. д.. Можно было бы пользоваться ими, но у каждого из приложений свой формат данных. Из-за проприетарных форматов невозможно пользоваться данными, которые ты сам сгенерировал — невозможно загрузить их в другое приложение, объединить со старыми данными, обогатить новыми параметрами и т. п.

Может, все бы и рады воспользоваться стандартным форматом, но такого нет. По-крайней мере, я не нашёл. И, насколько понял, идея записи вообще всего, что с тобой происходит, не оформлена.

Что должен описывать формат

  • медицинские показатели
  • субъективные показатели (настроение, выспался или нет, холодно/жарко)
  • состояние скиллов (уровень знания английского, владение питоном)
  • кол-во денег, покупки
  • на что тратил время (кино, ютуб, книги)
  • вся геоинформация
  • ...
    Короч, всю инфу, которую может сгенерировать человек.
    Инфу, которую он не генерит, очевидно, записывать не надо — это, например, погода в месте нахождения человека или курс доллара.

Какими свойствами обладать

  • расширяемость, чтобы дополнять существующие объекты и создавать новые;
  • человекочитаемость, чтобы не копаться в каких-нибудь тегах XML — удобно, когда тебе не надо записывать всё, а просто хочешь фиксировать фильмы, которые посмотрел и знать сколько потратил на них времени;
  • слабое сопряжение между единицами структуры, хз как это назвать, т. е. формат не должен описывать конкретное событие «человек вышел из дома и поехал на работу» (не опишешь все возможные события), но должен предоставлять возможность сделать такой вывод, основываясь на времени, геоданных и объекте «дом» — а самим анализом и выводами будет заниматься какое-то приложение, поддерживающее формат;
  • совместимость со стандартными форматами, если такие уже есть для каких-то объектов;

Большая часть задачи заключается в придумывании всем понятных идентификаторов.

* * *

UPD
Нашел Модель человекоданных — цель очень похожая.

В самом проекте не описан формат, но есть описание архитектуры, библиотека и демка. Автор Нико Мекитало — член IEEE, ACM и цитируется — есть шанс, что можно развить до стандарта.

Обучение. Дать облажаться

Если давать облажаться при освоении навыка, то он лучше усвоится.
Если заставлять делать правильно и корректировать на начальных этапах, то навык усвоится плохо или не усвоится вообще.

Навык, полученный без ошибок в процессе обучения, можно сравнить с перемещением по заграничному городу с навигатором и без знания языка. А навык, полученный с ошибками, с прогулкой по родному городу. В первом случае ты следуешь из пункта А в пункт Б, строго следуя заданному маршруту. Во втором случае знаешь каждый тупик и можешь нарушить маршрут, но всё равно добраться.

Если говорить утрированно и в рамках аналогии, то плох даже не сам навигатор — он в реальности может покрыть большинство сценариев перемещения. Плохо то, что чем чаще используешь навигатор, тем больше от него зависишь и теряешь способность к обучению.

Доказательная философия

Кант, Ницше, Хайдеггер, Аристотель

Большая часть рассуждений философов похожа на рассуждения колдырей на кухне. Это происходит из-за того, что они не строят свою философию на основе аксиом или предыдущих утверждений, не иллюстрируют свои суждения, не пытаются сделать свои рассуждения понятными, используют драматические приемы, которые обращаются только к эмоциям и ничего не доказывают.
Из-за этого к философии относятся как к литературе или музыке. И из-за этого философские проблемы типа «звука падающего дерева в лесу» считаются якобы нерешенными.

Нормальная философия должна строиться на доказательной базе, как, например, геометрия Евклида. И использовать научные методы; хотя бы те простые методы, которые использует психология — наблюдение, интервью, анкетирование. Кроме своих методов философия должна опираться на достижения биологии, физики и других наук. Опираясь на достижения остальных, философия должна строить свои теории и уточнять или опровергать их по мере открытий, по мере поступления новых данных.

Несколько вопросов, с которых можно развить нормальную философию:

  • нужно ли задавать вопрос?
  • кто задает вопрос?
  • быть или не быть?
  • что делать, если быть?

На эти вопросы количество ответов не бесконечно. Можно описать каждый ответ, накидать дальнейшее дерево рассуждений. Модель поведения человека, который следует разработанной философии, можно строить на эволюционной теории игр, которая, в отличие от обычной теории игр, допускает нерациональность игроков. Вот как можно иллюстрировать модель философии для школьников: https://notdotteam.github.io/trust/

При этом с каких именно вопросов начать — не важно — можно начать и с вопроса «Зачем я это читаю?». Но важен подход к доказательству, развитию теории и моделированию последствий.

Понятно, что сходу невозможно учесть все параметры и смоделировать реальную жизнь общества. Но у философии появится хотя бы фундамент и стены. А потом и кухня с колдырями чисто для истории развития.

Обучение. Без примеров

Абстракция без примера понятна только её автору, из-за этого вероятность ошибки в собственных суждениях автора выше.

Без примеров получается сухо, потому что описываешь только структуру, шаблон утверждения, абстракцию, за которую не ухватиться.

Кстати, это утверждение без примера.

Как определить возраст останков птеродактиля

Возраст всяких археологических находок определяют с помощью радиометрического датирования — радиоактивных часов. Чтобы понять как работают радиоактивные часы, надо понять что такое радиоактивный изотоп, да и вообще, что такое атом.

Химические элементы (железо, свинец, аргон — вот это всё) состоят из атомов. Атомы маленькие и, чтобы описать как они устроены, мы представляем упрощённую аналогию. Футбольное поле — это атом, муха в центре поля — это ядро, а еле заметные пылинки, кружащие вокруг этой мухи — электроны.

Ядро состоит из протонов и нейтронов. Кол-во протонов и электронов любого элемента постоянно и равно — один протон-один электрон, семь протонов-семь электронов. Это кол-во называется атомным числом. Элемент с атомным числом 1 — водород, 2 — гелий, 3 — литий и дальше по таблице Менделеева.

Все эти ребята — протоны, нейтроны, электроны — одинаковы в любом элементе. Нет никаких «золотых» протонов, «медных» нейтронов или «калиевых» электронов. Атом меди делает атомом меди только наличие 29 протонов и электронов.

Все химические реакции — это танцы электронов. Химические связи сравнительно легко образуются и распадаются, потому что обмениваются и отделяются только электроны. А вот силы притяжения между протонами и нейтронами мощнее, но их тоже можно разделить. Процесс их деления называется ядерной реакцией.

Количество нейтронов может меняться и, в отличие от протонов, не определяет к какому химическому элементу относится атом. Варианты атома с одинаковым кол-вом протонов и разным кол-вом нейтронов называются изотопами. У фтора, например, всего один природный изотоп, у свинца пять, у углерода три.

Бывают стабильные изотопы, бывают — нет. Нестабильность означает, что изотоп распадается с образованием других атомов. А ещё нестабильные — это значит радиоактивные. Скорость распада каждого изотопа постоянна и известна.

Распад описывается экспонентой. Это значит, что если распадается 100 гр, то за единицу времени распадётся не фиксированное кол-во изотопа, а определённая доля оставшегося вещества. Удобно пользоваться термином период полураспада (на английском — half-life). Например, период полураспада — 1 год, значит через год от 100 гр останется 50 гр, ещё через год останется 25 гр, ещё через год — 12,5 гр. При таком ополовинивании мы не узнаем наверняка, что атомов не осталось, но можем сказать, что спустя достаточно долгое время — например, 10 периодов полураспада — останется так мало атомов исходного элемента, что в практических целях оставшимся кол-вом можно пренебречь.

С изотопами закончили, переходим к датированию. Предположим, что в начале эксперимента у нас есть некоторое кол-во калия-40. Спустя 1,26 млрд лет (один период) половина калия-40 превратится в аргон-40. Теперь представьте, что мы помещаем некоторое кол-во калия-40 в закрытый контейнер, в котором нет аргона-40. Спустя несколько сотен миллионов лет к контейнеру подходит археолог Лара Крофт и измеряет соотношение калия и аргона. Исходя из этого соотношения и зная, что аргона-40 в начале эксперимента не было, даже при неизвестном начальном кол-ве калия-40 можно вычислить, сколько времени прошло с момента начала распада, то есть с обнуления радиоактивных часов. Нам необходимо и достаточно знать только соотношение родительских (калий-40) и дочерних (аргон-40) изотопов. Это при условии, что часы обнулились. Где взять такой контейнер с обнулёнными часами?

Все радиоактивные часы работают только на магматических породах. Эти породы образуются при затвердевании подземной магмы (гранита) или вулканической лавы (базальта). Когда расплавленная порода застывает, она кристаллизуется. Некоторые кристаллы содержат калий-40. В момент образования кристалла, когда затвердевает расплавленная порода, аргона в ней нет, и, соответственно, часы обнуляются. Это и есть волшебный контейнер. Таким образом, Лара, измеряя соотношение между калием-40 и аргоном-40 во фрагменте вулканической породы, может определить, как давно эта порода кристаллизовалась.

Радиоактивные часы существуют только в породах вулканического происхождения, а динозавры сохраняются в осадочных породах — известняках и песчаниках, которые не имеют отношения к лаве. Как же тогда определить их возраст? Надо определить возраст вулканических пород рядом с осадочной.

И даже если рядом нет вулканических пород, возраст всё равно можно определить. По всему миру встречаются очень похожие слои осадочных пород — это всякие кембрии, юры, мелы, эоцены из учебника природоведения. Слои в разных частях света похожи друг на друга и содержат сходные наборы ископаемых. Нам известен порядок, в котором откладывались эти слои. Исходя лишь из того, что окаменелость найдена в определённой части девонского слоя, её возраст можно определить, скажем, как верхнедевонский.

Анализ возраста вулканических пород рядом с осадочными девонскими по всему миру, показывает — девон окончился ≈360 млн лет назад.